среда, 14 августа 2013 г.

Лариса Хоманс: "По ту сторону учительского стола..."

В пространстве историй – еще одна история.
Неожиданно не летняя, поднявшая на волнах памяти из моего школьного прошлого, без которого не было бы моего настоящего.

... Ее звали Рива Ефимовна,  учительницу математики в нашей школе.
Сейчас я могу только предполагать, сколько в то время ей было лет – сорок-сорок пять...
Невысокого роста, с курчавыми короткими волосами, она была неторопливой, строгой и невероятно элегантной.  Меня завораживали ее платья и костюмы –  в стиле Coco Chanel (правда, в свои тринадцать лет я этого еще не могла знать).

По дороге в школу и домой я проходила мимо ее дома, и всякий раз  засматривалась на ее окна.
В  осенние и зимние утра пространство ее дома светило  неоновым голубым и белым светом. Этот свет меня тоже завораживал.  Как и обстановка внутри  гостиной (ее можно было видеть через тонкую капроновую тюль) – полированный сервант с посудой, полированный стол, хрустальную вазу...

Рива Ефимовна умела быть строгой и мягкой одновременно. Она не  прощала мне, отличнице,  даже незначительных ошибок, и могла поставить четыре за  правильно решенную задачу, но неправильную пунктуацию в описании. Я любила  учительницу за то, что она принимала меня такой, какой я была.   Рива Ефимовна была, пожалуй, единственным педагогом, не учившим  моих старших сестер и брата. Что это означала для меня? Она меня с ними не сравнивала. Я, в принципе,  не могла услышать от нее  комментарии в стиле: «Ты чертишь очень хорошо, но так как чертит твой брат...», «Твоя старшая сестра Ольга отлично играла в волейбол...», «Твоя старшая сестра Люда всегда оформляла классную стенгазету...».

... Однажды Рива Ефимовна заболела. Шла третья четверть шестого класса, и мы  уже пропустили несколько уроков  алгебры и геометрии.  После уроков меня позвали в учительскую, и завуч сказала, что я и еще одна ученица из параллельного класса (тоже Лариса) должны сейчас идти к Риве Ефимовне домой. От волнения  я забыла спросить –  что я должна сказать и сделать, когда увижу учительницу.  Уже через 15 минут мы стояли на пороге  ее уютной квартиры.
Сначала учительница пригласила нас пообедать (я и сейчас помню запах и вкус ванильного печенья к чаю), а потом начала объяснять новую тему по геометрии – о конгруэнтных фигурах.  Через несколько часов я и Лариса получили задание – завтра провести урок в своих классах. Объяснить  тему,  дать домашнее задание, и  после уроков снова прийти к ней –  за новой темой, уже по алгебре...

... Свой первый урок  по геометрии в шестом классе я  помню до мельчайших подробностей. Как несла из учительской  большой деревянный транспортир, как поднималась на носочки, чтобы нарисовать  треугольники на черной трехстворчатой доске, как дрожал мой голос, когда я начинала доказывать теорему «на тождественность», а потом вдруг стал спокойным, ровным и странно «взрослым»... А еще – как поначалу шумели мальчишки на «камчатке», а потом неожиданно затихли... А еще – какими удивленными глазами смотрела на меня завуч, сидящая за последней партой у окна...

Тринадцать с половиной лет, две недели, несколько домашних встреч  с учительницей, несколько уроков в своем классе... Таким был мой первый опыт – «по ту сторону учительского стола», о котором я вспоминаю каждый раз, когда захожу в аудиторию.

... Рива Ефимовна очень хотела, чтобы я стала учителем математики, и была уверена, что я поступлю  на мехмат столичного университета легко и просто. Так, как это сделала Лариса из параллельного класса. Думаю, что она была права. Ведь экзамен по математике я, действительно, сдала на «отлично» – без репетиторов, без подготовительных курсов...  Только к математике в будущем это не имело прямого отношения – я выбрала отделение  психологии философского факультета. 

... Много лет назад моя учительница математики уехала из нашего городка в другую страну, и с тех пор мы не виделись. Я верю, что она глубоко в душе знала, что рано или поздно  жизнь снова приведет меня в класс...  И еще я знаю, что у нее был удивительный талант – принимать своих учеников такими, какими они есть,  видеть их такими, какими они могут быть, и верить в них! 



Комментариев нет:

Отправить комментарий