В пространстве историй – еще одна история.
Неожиданно не летняя, поднявшая на волнах памяти из моего школьного
прошлого, без которого не было бы моего настоящего.
... Ее звали Рива Ефимовна, учительницу математики в нашей школе.
Сейчас я могу только предполагать, сколько в то время ей было лет –
сорок-сорок пять...
Невысокого роста, с курчавыми короткими волосами, она была неторопливой,
строгой и невероятно элегантной. Меня завораживали ее платья и костюмы
– в стиле Coco Chanel (правда, в свои тринадцать лет я этого еще не могла
знать).
По дороге в школу и домой я проходила мимо ее дома, и всякий раз
засматривалась на ее окна.
В осенние и зимние утра пространство ее дома светило неоновым
голубым и белым светом. Этот свет меня тоже завораживал. Как и обстановка
внутри гостиной (ее можно было видеть через тонкую капроновую тюль) –
полированный сервант с посудой, полированный стол, хрустальную вазу...
Рива Ефимовна умела быть строгой и мягкой одновременно. Она не
прощала мне, отличнице, даже незначительных ошибок, и могла поставить
четыре за правильно решенную задачу, но неправильную пунктуацию в
описании. Я любила учительницу за то, что она принимала меня такой, какой
я была. Рива Ефимовна была, пожалуй, единственным педагогом, не
учившим моих старших сестер и брата. Что это означала для меня? Она меня
с ними не сравнивала. Я, в принципе, не могла услышать от нее
комментарии в стиле: «Ты чертишь очень хорошо, но так как чертит твой брат...»,
«Твоя старшая сестра Ольга отлично играла в волейбол...», «Твоя старшая сестра
Люда всегда оформляла классную стенгазету...».
... Однажды Рива Ефимовна заболела. Шла третья четверть шестого класса, и
мы уже пропустили несколько уроков алгебры и геометрии. После
уроков меня позвали в учительскую, и завуч сказала, что я и еще одна ученица из
параллельного класса (тоже Лариса) должны сейчас идти к Риве Ефимовне домой. От
волнения я забыла спросить – что я должна сказать и сделать, когда
увижу учительницу. Уже через 15 минут мы стояли на пороге ее уютной
квартиры.
Сначала учительница пригласила нас пообедать (я и сейчас помню запах и вкус
ванильного печенья к чаю), а потом начала объяснять новую тему по геометрии – о
конгруэнтных фигурах. Через несколько часов я и Лариса получили задание –
завтра провести урок в своих классах. Объяснить тему, дать домашнее
задание, и после уроков снова прийти к ней – за новой темой, уже по
алгебре...
... Свой первый урок по геометрии в шестом классе я помню до
мельчайших подробностей. Как несла из учительской большой деревянный
транспортир, как поднималась на носочки, чтобы нарисовать
треугольники на черной трехстворчатой доске, как дрожал мой голос, когда я
начинала доказывать теорему «на тождественность», а потом вдруг стал спокойным,
ровным и странно «взрослым»... А еще – как поначалу шумели мальчишки на
«камчатке», а потом неожиданно затихли... А еще – какими удивленными глазами
смотрела на меня завуч, сидящая за последней партой у окна...
Тринадцать с половиной лет, две недели, несколько домашних встреч с
учительницей, несколько уроков в своем классе... Таким был мой первый опыт –
«по ту сторону учительского стола», о котором я вспоминаю каждый раз, когда
захожу в аудиторию.
... Рива Ефимовна очень хотела, чтобы я стала учителем математики, и была
уверена, что я поступлю на мехмат столичного университета легко и просто.
Так, как это сделала Лариса из параллельного класса. Думаю, что она была права.
Ведь экзамен по математике я, действительно, сдала на «отлично» – без
репетиторов, без подготовительных курсов... Только к математике в будущем
это не имело прямого отношения – я выбрала отделение психологии
философского факультета.
... Много лет назад моя учительница математики уехала из нашего городка в
другую страну, и с тех пор мы не виделись. Я верю, что она глубоко в душе
знала, что рано или поздно жизнь снова приведет меня в класс... И
еще я знаю, что у нее был удивительный талант – принимать своих учеников
такими, какими они есть, видеть их такими, какими они могут быть, и
верить в них!
Комментариев нет:
Отправить комментарий