среда, 3 июля 2013 г.

Лариса Хоманс: "Как я полюбила молчание..."

... Вам знакомо такое состояние – когда больше всего хочется помолчать? Я особенно полно вновь ощутила его несколько дней назад – во время одной встречи. Моя собеседница рассказывала много и вдохновенно, а я внимательно слушала и лишь изредка задавала вопросы. Моя собеседница продолжала говорить, удивляясь истории о человеке, который на несколько лет потерял голос, и за это время так много понял о себе, о других людях, о жизни вообще...

... Рассказывают, что я росла разговорчивой девочкой. Думаю, что это закономерно – я ведь из большой семьи. В доме всегда было людно, детскую комнату мы делили на троих – с моими старшими сестрами и братом. И, тем не менее, мне кажется, что я росла одиноким ребенком. Старшему брату было интереснее проводить время со старшей сестрой и ее подругой – нашей соседкой. И я привыкла быть одна – сначала играть, потом – читать, а еще позже – рукодельничать... Одиночество меня никогда не пугало. Чего не скажу о молчании.  Мне оно казалось неестественным, неприродным – особенно, когда рядом были те, кто дороги... 


В детстве молчание в ответ меня настораживало, удивляло и часто обижало. Я могла часами пересказывать книгу, идя по лесу со своей сестрой, и слышать в ответ только «хм...», «да...», «о-о-о...»... Или придумывать сказки, ползая вместе с братом на коленках и крася пол в нашем доме, и слышать в ответ изредка «А дальше?»

Когда за ужином (а именно в это время за большим столом собиралась вся наша семья) наступала пауза, первой ее нарушала я – самая младшая. Не скажу, что старшим это нравилось. А меня просто пугала тишина...

Взрослея, я училась молчать и, как мне кажется, старательно в этом преуспела. Учась в школе, а потом и в университете, я больше молчала и слушала, слушала и молчала... Но молчание все равно оставалось для меня непростым занятием.

Так было до тех пор, пока я по-настоящему не почувствовала и не открыла для себя скрытую ценность молчания. Произошло это три года назад. Это случилось не в один день, а скорее – в череде событий. Кстати, обучающих событий. Сначала я увидела, как можно преподавать «тишину» в контексте ... бизнес-обучения. И была этим мастерством сначала озадачена и впечатлена, потом – вдохновлена и озадачена...

Потом я стала участником годовой программы, где «безмолвные» перерывы между сессиями, «бессловесные» обеды, ужины и даже несколько дней к ряду были и нормой, и заданиями для самостоятельной работы. Тишина в общении с внешним миром сначала открыла «внутренние диалоги» и заставила их слушать. А затем – она обнажила неготовность (нежелание? неумение? страх?) услышать себя по-новому или по-настоящему.

С того времени я стала учиться молчать по-другому – спокойно, размеренно, уверенно и ... щедро. В таком молчании я начала находить особенное время, принадлежащее только мне и моим мыслям. Я словно нашла выход во внутреннее пространство (оно – и источник, и космос, и библиотека одновременно), где можно найти ответы на многие вопросы. Я удивлялась и продолжаю удивляться: «Как можно было не подозревать о его существовании?»

... «Слово – серебро, молчание – золото» – учит народная мудрость. Я этот урок все еще прохожу... Ведь в свои уже зрелые годы я, как и в детстве, люблю рассказывать истории... Но, наверное, разница в том, что сейчас я делаю это не только с удовольствием и вдохновение, а главное – осознанно, чередуя рассказы с искренними и щедрыми паузами...



Комментариев нет:

Отправить комментарий